Фестиваль в Ребконге
Ребконг (тиб. རེབ་ གོང ) охватывает территорию современных провинций Цинхай, Ганьсу, Сычуань. В переводе с тибетского означает «место, осуществления мечты». На китайский язык транскрибируется «тунжэнь» (同仁). Это долина, где берут своё начало реки Хуанхэ и Хуаншуй. Здесь известные горы и великие реки, роскошные пейзажи, плодородные земли, древняя история, богатая самобытная культура, восходящая своими корнями в далёкое прошлое, древние памятники и национальный колорит, изобилие производимых изделий всё это вместе взятое создаёт благоприятную почву для культурного туризма. Это направление во внутреннем туризме в настоящее время активно пропагандируется в КНР.
Каждый год с 15 по 26 число шестого месяца по тибетскому календарю в Ребконге проводится традиционный фестиваль Лу Рол(тиб.: ཀླུ་རོལ klu rol), который на сегодня уже имеет 1400-летнюю историю. В 23 деревнях, где проживают тибетцы и хоры ( кит. 土族 (народность ту), поочерёдно проводятся ритуалы, в которых принимают участие все жители. Замечу, что хоры упоминаются в тибетской «Гесериаде»: когда Гесар вёл войну со страной Линг, хорский хан похитил супругу Гесара, Бругмо. Подробнее эту историю читайте в рассказе «Царь Гесар и Бругмо» из книги Келъян «Женщины Тибета».
Что касается фестиваля Лу Рол. Несколько лет назад в ютубе мне попалось видео ритуала, посвящённого Божеству Воды Лу Рол (тиб.: ཀླུ་རོལ klu rol). Фильм, снятый в провинции Цинхай в 1996 году Чжу Юн Чжуном (Zhu Yongzhong), даёт наиболее полное представление о ритуале, проводимом на тибетском празднике, посвящённый Божеству Воды, отмечаемом летом. Данный фильм бесценен в том плане, что детально экранизирует тибетский ритуал задолго до массового посещения Тибета туристами. Подробно читайте в статье «О китайских драконах, нагах и тибетских духах лу».
Истоки праздника связаны с первобытными верованиями тибетцев, почитанием природы, бесконечной любовью ко всему живому в мире, и в стремление жить к гармонии со всем миром с одной стороны; и религиозными жертвоприношениями, совершаемыми скотоводами, в надежде на благоприятные погодные условия и богатый урожай (чтобы люди и скот были здоровы) с другой стороны. Современные исследователи видят в этом празднике консолидацию сознания народа для достижения желаемого результата.
В WeChat нашла несколько статей, которые помогли мне глубже понять культуру Фестиваля Лу Рол в Ребконге.
Культура одежды и украшений. На праздник жители надевают специальные наряды и украшения, которые в разных деревнях имеют свои характерные особенности. Женщины надевают изящные украшения, у мужчин за поясом кинжал или короткий меч, характеризующих их мужественность.
![]() |
Фото из Моментов WeChat |
![]() |
Фото из Моментов WeChat |
![]() |
Фото из Моментов WeChat |
Культура питания. Все жители деревни торжественно встречают и провожают тех, кто участвует в празднике, и гостей, прибывающих отовсюду. Предлагаются:
- ребконская отварная баранина, которую едят руками,
- местные хлебцы мо (жаренные или приготовленные на пару),
- йогурт,
- цамба,
- холодная лапша,
- различная еда для перекуса, притягивающая взгляд, руки так и тянутся к ней.
Танцевальная культура. Это основной ритуал на фестивале в Ребконге, одна из форм поклонения множеству духов, в которых верит население Ребконга, а также фольклор, сохранившийся до настоящих дней. Цель танца — это обращение к духу с молитвами о богатом урожае в данной местности, здоровье и приумножении скота и птицы, благоприятных погодных условиях. Современные исследователи подразделяют танцы на ребконском фестивале на три вида: танцы для духов, танцы для духа Лу, танцы воинов. Кроме того, есть танцы на ходулях.
![]() |
Фото из Моментов WeChat |
![]() |
Фото из Моментов WeChat |
![]() | ||||
Фото из Моментов WeChat О ритуалах, совершаемых во время традиционного фестиваля Лу Рол в Ребконге. В деревнях Ребконга, где в шестом месяце проводится фестиваль, есть храмы для поклонения предкам, в которых установлены для поклонения статуи божества данной местности. В каждой деревне есть свой лхаба, который выполняет свою особую роль, предоставляя духу возможность спуститься в своё тело, посредством которого дух может передать пророчества в мир людей. Лхаба отбирается через проведение строго обряда. В канун шестого месяца по тибетскому календарю, лхаба приходит в храм для совершения подготовительного ритуала. Выделяют три вида ритуалов, проводимых на фестивале Лу Рол в Ребконге:
Кровавое жертвоприношение духам четырёх сторон света совершает лхаба. Это самая эффектная составляющая Ребконского фестиваля. Лхаба, а если точнее, дух, управляющий им, ножом разрезает свою макушку, разбрызгивает кровь по четырём сторонам света. Это древний способ жертвоприношения небу, посредством которого выражается безграничная любовь ко всему живому в мире и надежда на мирное существование всех живых существ.
Интересны впечатления очевидца (там же смотрите небольшое видео): Я посетила две деревни, где наблюдала в общей сложности за тремя шаманами. В первой деревне в шамана входил дух, очень похожий на “командира отряда”. Дух построил всех жителей в шеренги и следил за тем, чтобы все участники выполняли необходимые действия: мужчины то маршировали, то выполняли определенные движения стоя на месте; женщины танцевали в конце “отряда”. В определенные моменты церемонии приближенный к шаману задавал актуальные вопросы, а шаман, отвечая, давал предсказания на будущее. Молодые люди по доброй воле проходят ритуал прокалывания металлическими шпагами щёк, что подтверждает смелость молодых тибетцев и хоров. При этом пронизываютятся иглами обе щеки, как бы накладывается «замок» на проникновение болезней через рот. При этом человек не чувствует никакой боли, а когда иглы вытаскиваются из щеки, не выступает ни одной капли крови, более того не остаётся никакого шрама.
Подробнее о лхаба можно прочитать в рассказе «Женщины-лхаба» из книги «Женщины Тибета» современной писательницы Келъян, этнической тибетки. Заказать книгу можно у меня (я — переводчик и издатель книги). Пишите на электронную почту xi1zang4@mail.ru Вниманию тех, кто привык откладывать «на потом» приобретение книг. Как известно, со временем хорошие книги имеют привычку заканчиваться, после чего стремительно дорожать у букинистов. Но зачем отсрочивать покупку книги, которую хочется прочитать, а затем ее разыскивать и платить за нее втридорога? Всё надо делать вовремя! На форзаце книги тханка, рассказывающая об истоках тибетской цивилизации. На ней изображены дети и внуки священной обезьяны и демоницы. Потомки едят зерновые культуры и постепенно превращаются в людей. Также на тханке в сжатой форме показана история первых девяти тибетских царей (цэнпо). На нахзаце (заднем форзаце книги) тханка, повествующая о годах правления Трисонга Децэна (755 – 797 гг.), противостоянии бона распространению буддизма в Тибете. После наследования престола Трисонгом Децэном группа придворных аристократов во главе с Машаном Томпакье, поддерживающая боннских жрецов, провела указ, запрещающий буддизм. Китайские и непальские монахи были изгнаны из страны. После достижения совершеннолетия Трисонг Дэцен вместе с семьями, покро-вительствующими буддизму, устранили Машана Томпакье и его сторонников, открыв путь индийскому буддизму. Тогда же был заложен монастырь Самье. Источники (смотрите видео по ссылке): https://mp.weixin.qq.com/s/DqFz4-Wif5rNntQeWM2KaQ https://mp.weixin.qq.com/s/-sVSt29HFMZhdDzdepG1iw |
Комментарии
Отправить комментарий