Тибетские поверья и суеверия

 С интересом прочитала статью Юрия Пучко «Тибетские поверья и суеверия, касающиеся детей и их рождения». Сравнила с фактами, описанными в книге «Женщины Тибета» современной тибетской писательницей Келъян.

Отношение тибетцев к родам и беременности в одноимённом рассказе «Женщины Тибета» автор описывает не так, как в данной статье.

«Рождение в Тибете считается не совсем чистым актом. Беременной, которая в скором времени должна родить, зачастую не позволяют оставаться в доме, в котором она живёт в обычное время. Её отправляют в шалаш либо в загон для яков, стелют шерстяной войлок в качестве кровати для родов. В таком убогом месте эта героическая женщина рожает от 4-5 до 10 детей. На второй день после рождения ребёнка она приступает к выполнению повседневной работы: носит воду, стирает одежду, готовит еду, доит корову, сбивает масло и т. д. Даже в семьях с довольно высоким уровнем жизни не уделяют должного внимания питанию и здоровью беременной. Более того, после рождения ребёнка постельный режим в течение 4-5 дней – это уже непозволительная привилегия. Неудивительно, что, когда моя мама увидела по телевизору, что женщина, родившая ребёнка, находилась в постели в течение целого месяца, она отнеслась к этому неодобрительно, по её представлению, это была непозволительная роскошь».

В этом же рассказе тема отношения к полу будущего раскрывается автором исходя из собственных детских переживаний.

«Когда я была маленькой, однажды к нам домой пришли мамины коллеги. Они беседовали о чём-то, а потом заговорили о своих детях. Именно тогда я впервые из маминых уст услышала о том, что в зародышевом периоде я была мальчиком, и, к несчастью, по непонятным причинам родилась девочкой. И хоть в то время я была довольно маленькой, но почувствовала сожаление, с которым она это сказала. Я была поражена и несколько дней не разговаривала с мамой. Впоследствии я часто слышала истории – чем дальше, тем больше – не только о таких же, как и я, моих “товарищах по несчастью”, но и о девочках, к счастью, по воле неба родившихся мальчиками. Мне больше нравится общаться со вторыми. За редким исключением, у таких людей всегда счастливые лица, хотя, я полагаю, родиться мужчиной – ещё не повод для счастья».

Ещё немного суеверий от Келъян, которых нет в статье, ссылка на которую дана выше.

«Ещё когда я была ребёнком мне объяснили, что девочка не может даже нечаянно сесть на одежду мальчика, не может перешагнуть через голову мальчика, не может швырнуть свою одежду в мальчика, во время стирки сначала стирают одежду мальчика, еда за обедом в первую очередь подаётся мальчику, а не девочке. Неоспоримым является и тот факт, что одежду и предметы домашнего обихода, которыми пользуется мальчик, даже в домашних условиях, нельзя полностью изолировать в одном месте, и по этой причине велика вероятность того, что женская сущность осквернит высокое мужское происхождение. Мне непонятно, какие чувства испытывают сыновья по отношению к своим матерям, неужели матери осквернили их благородное мужское происхождение тем, что вынашивали их в течение девяти месяцев? На мой взгляд, единственная причина, по которой матери смогли вытерпеть выпавшие на их долю трудности – это безграничная материнская любовь к своему будущему ребёнку».

В статье Юрия Пучко не затронута тема суеверий, связанных с близнецами, рождение которых, с точки зрения тибетцев, несёт несчастья. Ниже приведены цитаты из рассказа «Женщины Тибета».

«Женщины-близнецы сталкиваются с ещё большей несправедливостью. Полагают, что сам демон является на землю в образе женщин-близнецов. В деревнях существует поверье, что рождение девочек-близнецов предвещает наступление неких бедствий: либо будут проливные дожди, либо падёж большей части скота по невыясненным причинам, либо один из членов семьи тяжело заболеет, либо ребёнок захлебнётся водой и умрёт. Во всех этих страшных несчастьях и бедствиях большинство людей, естественно, обвинит ни в чём не повинных сестёр-близнецов. Совершенно невозможно объяснить почему, но на их плечи ляжет ответственность за все эти несчастья.
Отношение к братьям-близнецам в корне отличается. Если в данной местности уже есть сёстры-близнецы, то появление близнецов мужского пола не заставляет людей поднять взор к небу с немым вопросом: “Какие ещё испытания послало нам небо?” Селяне верят, что все возможные и невозможные несчастья уже принесены близнецами женского пола и есть единственный верный способ ослабить их вредное воздействие – это пригласить жить в посёлок близнецов мужского пола. Если после этого бедствия не прекращаются, то, значит, и нет способа им противостоять. Я знаю одно село, в котором даже после появления близнецов мужского пола всё осталось по-старому и даже умер старейший житель деревни. Не найдя подтверждения своим суевериям, жители деревни просто хранили молчание, и по этому молчанию можно было догадаться, что в их душе пробудились человечность и сострадание.
Я неоднократно пыталась выяснить, каким образом сёстры-близнецы могут оказывать неблагоприятные воздействия на односельчан, но скоро отказалась от подобной затеи, так как понять это невозможно: чем больше ты узнаёшь, тем меньше понимаешь, поэтому, чтобы сохранить трезвость рассудка, лучше не касаться этого вопроса».
«В вопросах замужества сёстры-близнецы сталкиваются со множеством затруднений. Нужно сказать, что семьи, занимающие высокое положение в обществе, не могут взять в невестки одну из сестёр-близнецов. Независимо от того, какими красавицами они выросли, какие они искусные хозяйки в доме и какими обладают добродетелями, люди считают, что им на роду написано пройти через множество испытаний».

У героини другого рассказа «Женщина, которую все зовут “демоницей”», Цан, была сестра-близнец. Сама же Цан родила близнецов.

«Муж Цан был водителем такси, доход был вполне приличный, поэтому семья жила неплохо. Через два года после свадьбы Цан родила двух здоровых сестёр-близнецов, у которых под правым и левым глазами были очень заметные родимые пятна. Тибетцы считают, что такие пятна приносят несчастья. И на самом деле, с этого времени все заметили, что Цан перестала ладить с людьми».

Ещё одна несчастная, сестра Янчин (героиня рассказа «Кхамчанки с улицы Бакхор»), родила близнецов и скончалась при последующих родах, была несчастна в браке.

В завершении подборки ещё одна цитата из рассказа «Женщина, которую все зовут “демоницей”» из книги Келъян «Женщины Тибета»: судя по всему поверия и суеверия не возникали на пустом месте.

«Однажды соседский мальчик отобрал какую-то вкуснятину у дочери Цан. Узнав об этом, Цан устроила огромный скандал у него дома, а потом ещё потрясла перед мальчиком своим бандянем. Бандянь – это такое украшение у тибетских женщин, которое они оборачивают вокруг тела, как фартук. Нужно сказать, что только замужние женщины могут его носить. Расцветка богатая, цвета красивые – и хорошее украшение, и признак замужества. Но когда в ярости трясёшь бандянем перед другими людьми, то таким способом можно причинить зло. Если противник мужского пола, то это к несчастью. У этого мальчика на второй день появились прыщи на лице, потом постепенно перешли и на конечности, так что он болел долгое время».

Читайте пять рассказов из книги «Женщины Тибета» современной писательницы Келъян:

  1. «Женщины Тибета»
  2. «Тибетская богиня Палден Лхамо»
  3. «Дочь кузнеца»
  4. «Женщина, у которой было четыре мужа»
  5. «Царь Гесар и Бругмо»

Всего в книге 15 рассказов. Заказывайте и читайте упоминаемый здесь рассказы «Женщина, которую все зовут “демоницей”» и «Кхамчанки с улицы Бакхор»: пишите на e-mail xi1zang4@mail.ru !

Вниманию тех, кто привык откладывать «на потом» приобретение книг. Как известно, со временем хорошие книги имеют привычку заканчиваться, после чего стремительно дорожать у букинистов. Но зачем отсрочивать покупку книги, которую хочется прочитать, а затем ее разыскивать и платить за нее втридорога? Всё надо делать вовремя!

На нахзаце (заднем форзаце книги) тханка, повествующая о годах правления Трисонга Децэна (755 – 797 гг.), противостоянии бона распространению буддизма в Тибете. После наследования престола Трисонгом Децэном группа придворных аристократов во главе с Машаном Томпакье, поддерживающая боннских жрецов, провела указ, запрещающий буддизм. Китайские и непальские монахи были изгнаны из страны. После достижения совершеннолетия Трисонг Дэцен вместе с семьями, покро-вительствующими буддизму, устранили Машана Томпакье и его сторонников, открыв путь индийскому буддизму. Тогда же был заложен монастырь Самье.

На форзаце книги тханка, рассказывающая об истоках тибетской цивилизации. На ней изображены дети и внуки священной обезьяны и демоницы. Потомки едят зерновые культуры и постепенно превращаются в людей. Также на тханке в сжатой форме показана история первых девяти тибетских царей (цэнпо).



#Тибет #Женщины Тибета #Келъян #поверья #суеверия #роды #близнецы

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

«Женщины Тибета»

Мантра Долмы

Фильм "Александра Давид Неэль Я побываю в Стране Снегов" и упоминание французской исследовательницы в книге современной тибетской писательницы